- Эта история произошла со мной в небольшом городке...

 

- Ну почему “В НЕБОЛЬШОМ”? Областной центр как ни как!

- В данном случае это не важно. Важно то, что однажды я попал на репетицию в любительский театр “Аэлита”, который к тому времени “квартировался” в ДК Работников связи, в г. Львове, по адресу Хасанская 9...

Так, или приблизительно так, началась моя театральная жизнь. Спускаясь по крутой лестнице подвального помещения, в котором и шла та самая репетиция, я и не знал, что она так круто изменит мою жизнь. А в прочем по порядку...

Летом 1985 года я зашел в указанный Дом культуры, чтобы дождаться окончания репетиции моего знакомого, дабы в дальнейшем предаться воскресным развлечениям совместно с другом. В слабо освещенном помещении я попал в поле зрения Хозяйки медной горы, а точнее руководителя и режиссера театра – Дины Дмитриевны Литвин. В театре в то время работали над постановкой новой пьесы. Шла репетиция какой-то небольшой сцены, и Дина Дмитриевна попросила помочь ребятам в подаче реплик от имени участников незадействованных в данной сцене. Поскольку я собирался отдыхать, предложение “поработать” восторга не вызывало. Но отказать женщине, да еще и в столь пустяковом вопросе я, в силу своего робкого характера не посмел. Это и было “роковой ошибкой”, о которой я до сих пор вспоминаю с благодарностью.

Дальше – больше. Шли дни, а в месте с ними и новые репетиции. Меня попросили помочь, т.к. в летнюю отпускную пору проводить репетиции было несколько затруднительно. Сами понимаете, у кого отпуск, у кого каникулы. А в составе - труппы от школьников до молодых специалистов. Звучит красиво. Однако за этими словами кроется проблема номер один: текучка! Нет, не та текучка кадров, что была проблемой отдела кадров какого-нибудь завода. Народ в театре молодой Кто женился и с рождением ребенка не мог принимать дальнейшее участие. Кто уезжал поступать в другой город. У кого-то менялся режим работы...

И тем не менее, начиная порой новый спектакль, рассчитанный на труппу в 15 ... 20 человек, в самой труппе бывало всего 3 ... 4 участника. Однако шло время, спектакль, как и труппа, набирал силу, и в намеченный день проходила премьера спектакля! Ну чем не Феникс из пепла?

Хаотично мое повествование, но упорядочить его я не в силах. Хочется так много сказать... А тут еще и воспоминания волнуют мысль... Уж прости меня читающий эти строки.

Так уж получилось, что дебютировал я в спектакле “С абсолютной надежностью” по В. Савченко, в двух эпизодических ролях: профессора, руководителя института и сержанта милиции, охранявшего помещение института, в котором произошло ЧП. И опять вынужден поправиться. Это были две видимые всем роли, а когда шли не мои сцены приходилось переставлять декорации, имитировать Большую ЭВМ, управлять освещением... А посему, каждый из нас был и гримером, и декоратором, и машинистом сцены, и... А как же по другому? Ведь все это играет и работает на спектакль, чем не невидимая роль?

ДД (да-да, именно так мы за глаза называем нашу многоуважаемую Дину Дмитриевну), в своем вступлении к сайту (см. Историю) уже писала о главном принципе театра (я бы сказа не принципе, а девизе, не зря вынесен в заголовок сайта). Ну, а я хочу сказать о еще одном принципе. Кем бы ты не начинал в данном театре – обязательно выйдешь на сцену. По этому Все занимались всем! Также было и со мной. Приходилось работать и над костюмами, и над электрикой с электроникой (какая фантастика без них). Ладно сымитировать Большую ЭВМ. А как должна выглядеть “Шапка Мономаха”, посредством которой та самая ЭВМ вела общение с оператором? А как сделать так, чтобы труп на глазах зрителей стал скелетом? Ну и самый фантастический трюк – превращение одного и того же человека то в следователя, до в девушку, то ... Об этом писать можно целые трактаты. ДЕЛАЛИ! И еще как! Никогда не забуду, как во время репетиции заглянул к нам директор ДК и как раз на сцену с трупом. Посмотрев – настоятельно порекомендовал исключить эту сцену. И это в канун премьеры!

Шло время и я уехал в другой город. Но и там продолжал работать на театр. Аэлита готовилась к очередной премьере – “Заложники вечности”. Для этого спектакля были сделаны Метеоритные часы. Вы знаете как они должны выглядеть? В Аэлите вас научат видеть то, что не видят другие.

Играть эпизодическую роль. Вроде кажется пустяк. Ан нет! Сыграть эпизод не менее сложно, чем большую роль. В этом я убедился на своем собственном примере. Прощальная гастроль. Нет ничего печальней. В театре знали о предстоящем моем переезде. Тем не менее мне была поручена роль Кондакова в спектакле по пьесе Ю. Визбора “Березовая ветка”. Два часа непрерывного текста. Для меня – непостижимое! Да еще в канун спектакля по телевидению показывают этот же спектакль в исполнении больших актеров... Вот тут был сломлен еще один принцип театра – не ставить спектаклей идущих на больших и профессиональных сценах. Премьера состоялась. Пришлась к 21 июня. А в награду – очередной успех! Тем самым театр учил стойкости, воле к победе.

Помню, отыграв очередной спектакль, занавес закрылся и вдруг, слышим просьбу открыть занавес и всем задержаться... Нам вручили Диплом Малого театра как одному из лучших театров такого ранга. Оказывается проходил в, тогда еще Советском Союзе, конкурс-смотр самодеятельных театров. Полная неожиданность и полная победа!

Еще одна сторона деятельности театра. После очередного спектакля, к нам в “каптерку” спускаются два парня. Они были тусовщики (в те времена шла жуткая волна тусовок, в которых сходились порой на смерть улица на улицу, район на район). Так вот эти двое, со слезами на глазах благодарили нас за спектакль. За то, что (цитирую) вместо того чтобы бить морды в подворотне – мы так чудесно провели время. Можно мы придем в театр. – Можно. И... они так больше и не появились. Не этим хвастаю. Трудно передать то чувство, которое ты испытываешь, когда знаешь, что благодаря тебе пусть с какой-то вероятностью, но на одно происшествие в городе было меньше. А может и чья-то жизнь была тогда спасена.

Что касается меня. Благодаря "Аэлите" мне стало легче жить. Все мы в жизни актеры. Всем нам приходится быть “за новенького”, попадать в разные ситуации. И наконец, все мы закомплексованы. Это психология жизни. Театр учит бороться с комплексами, учит умению находить выход из любого положения, достигать цели. Поверьте, это не просто красивые слова. Прочтите историю рассказанную Д.Д. Литвин. Обратите внимание в каком возрасте она учится на режиссера. Ведь там всего не написано. Не важно, что ты от природы талант. Вот если бы у тебя была бумажка – тогда ты талант, имеешь право! А в те годы запретили “владеть умами” людям без соответствующего образования. Вот и пришлось “сесть за парту”, в противном случае мечта все жизни могла умереть.

И еще. Если вы обратили внимание, то в заголовке значится ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ театр. Почему? Ведь все театры такого рода называют самодеятельными. Самодеятельности в нашей жизни много и ничего хорошего она не дает. А вот когда человек относится к тому что он делает с любовью – он делает это профессионально, на высшем уровне. Именно по этому решением коллектива театра “Аэлита” мы сами себе присвоили звание ЛЮБИТЕЛЬСКОГО, что с честью подтверждается до сих пор. Театр жив. Аншлагов тебе АЭЛИТА!!! Не верите – а вы заходите на Хасанскую, 9, ныне Японская и тоже 9.

Театр – это великий собор единомышленников. Место встреч и расставаний. Место свершения судеб. Сколько свадеб сыграно в "Аэлите"... Аэлитовцы есть по всему свету. Ну пусть не по всему, но и в США, и в Канаде, и в Израиле.... Как хочется перефразировать: Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в А Э Л И Т Е!

Семик! Толя! Наталья! Лена! Саша! Леночка! Виктор!... Я помню Вас, я помню о вас!

И спасибо интернету – Миша, тебе я забыть себя, ну, просто не дам!

А сколько разных историй произошло в истории театра....

Спасибо Театру “Аэлита”, спасибо Вам Дина Дмитриевна, СПАСИБО ВСЕМ, ЧТО ВЫ БЫЛИ И ЕСТЬ В МОЕЙ ЖИЗНИ

Всегда Ваш Игорь Осипов

(он же Профессор, он же лейтенант (2 раза), он же Кондаков, он же просто КИО)

Сайт управляется системой uCoz