![]() |
![]() |
Действие второе |
Через три дня. Под нарастающий грохот современного города с его ужасающим скрипом тормозов, гудками, звонками, сиренами по комнате мечется Хозяйка. Она подбегает к зеркалу, затыкает пальцами уши - грохот становится глуше, вдруг обрывается и сразу начинает гудеть колокол. Но и колокол обрывает свой звук. За окном тревожно мычат коровы, истошно лают собаки, тревожный женский голос кричит: "Мария!... Мария!...Ты где?" Хозяйка. Три дня такого грохота могут раскачать нервы даже железного человека. Можно понять тех, кто сразу же хотел его пристукнуть... Надо будет ограничить его упражнения одним пассажем в день.(Рассматривает себя в зеркале.) А не кажется ли тебе дорогая, что у тебя стало одной морщинкой меньше?... Или тебе это только кажется? (Тихо смеется.) Счастливой женщине многое кажется. Секретарь. (входит). Ваш одноклассник приказал наказывать плетьми тех, кто слушает колокол. Он ввел новую государственную премию: за лучший плагиат. А когда бармадорцы узнали, что мы приговорили к смерти Музыканта за то, что он украл всего лишь один единственный маленький пирожок, они поклялись отомстить нам страшной местью. Хозяйка (насмешливо). Ну? Какой же местью? И когда? Секретарь. Когда захватят наш остров. Они сказали, что отрубят голову каждому, кто за всю жизнь не украл ни одного пирожка. Хозяйка. А что у нас? Секретарь. Сегодня на рынке появился Музыкант. И как вы думаете, зачем?... Он принес цветок Хромоножке. Жалкий такой цветочек, хилый. Наверное, он посчитал, что ее украсит и такой. (Смеется). Хозяйка. Ты не любишь его? Секретарь. Нет. Хозяйка. Почему? Секретарь. Я однолюб. Хозяйка. Тогда ты прав. А мне нравится с ним разговаривать. Секретарь. Но он глуп и мало что знает. Хозяйка. Да. Но он догадывается о том, о чем нам даже не дано знать. Он художник. И, может быть, поэтому он всем чужой. Пока чужой или уже чужой, но всегда чужой. Секретарь. Плохое это дело, моя госпожа, надеяться на чужих, а не на своих. Если он завтра откажется играть... Хозяйка. Не надо подгонять того, кто и так идет по дороге. Наш учитель арифметики в школе юных правителей не раз объяснял нам, что тот, кто идет быстрее других, в конечном пункте будет дожидаться того, кто идет медленнее, а тот кто идет медленнее, в конечном пункте будет догонит того, кто шел быстрее. Секретарь. Вы рассуждаете с точки зрения вечности... Хозяйка. Вечность гораздо ближе к сегодняшнему дню, чем сегодняшний день к вечности. В час заката вечность проглотит его, и может быть, пройдут века, прежде чем этот день станет принадлежать вечности. Это закон искаженного пространства, в котором относительность времени определяется только твоим отношением к этому времени... Даже те, кто приходят навсегда, приходят для того, чтобы уйти. Секретарь. Я не так умен, моя госпожа, чтобы постигнуть смысл ваших прекрасных парадоксов. Но я все же думаю, что возникшая чрезвычайная ситуация позволяет нам... так сказать... несколько... отменить как устаревший закон, который не применялся триста лет. Хозяйка. Но чрезвычайные ситуации, как раз и возникают там, где позволяют себе отменять законы... Секретарь. Мы могли бы женить Музыканта на этой Хромоножке, построить им дом, замок, дворец! Уж лучше терпеть эту музыку, чем вашего одноклассника. (С отчаянием.) Гораздо разумнее нам самим отменить один закон, чем если они отменят все наши законы. Хозяйка. Все законы отменяет только смерть. Для того, кто умер, - уже нет закона. Но пока я жива... И оставьте меня в покое с вашими бармадорцами. Сегодня мне хочется быть счастливой. Секретарь. Ах, моя госпожа, неужели у вас еще есть силы на новую любовь? Хозяйка. Нет. Уже нет. Но новая любовь даст мне эти силы. (Смеется.) Секретарь. Я давно уже не слышал вашего смеха... У меня плохо со слухом, но мне кажется, что тот смех мне что-то напоминает. Хозяйка (весело). Смех всегда напоминает молодость. Смешливые люди до старости остаются детьми... И все-таки у меня на душе почему-то неспокойно. Как будто я перед кем-то виновата, но никак не могу понять, перед кем... С вами не бывает такого? Секретарь. Нет. Я могу быть виноватым только перед своей Хозяйкой. И если это так, я заранее прошу у вас прощения. Дочь (входит). Мать, отмени этот закон... Хозяйка. Тот, кто все время меняет законы, бегает голодным и без штанов. Дочь. А так? Тогда я выйду за него замуж. Я сделаю его принцем, я привыкну к его музыке, я научусь ее терпеть. Хозяйка. Ты хочешь пожертвовать собой? Дочь. Я люблю его. Я еще никогда никого не любила... Я вчера весь день смеялась над ним и вдруг поняла ничтожность своего смеха. Я почувствовала, что мой смех не достигает его души. Даже в моем дурацком смехе он слышал свою безумную мелодию... И тогда я поняла, что он выше меня... Слышишь, мама! Если любить, так только того, кто выше тебя. А будущей королеве те более. Хозяйка. Выше королевы только боги! Дочь. То, что он сочиняет, человек не может сочинить. Обыкновенный человек слышит только то, что слышит, и видит только то, что видит. Хозяйка. Бедная моя девочка. Поверь мне, пожертвовать любовью еще труднее, чем пожертвовать жизнью, но ты должна это сделать. Во имя будущего. Великие короли живут во имя будущего. Дочь плачет. (Гладит ее по голове) Поплачь, поплачь... Только не долго... Мы ведь и на слезы не имеем права. Дочь. А ты любила его? Хозяйка. Кого? Дочь. Ну, того, кто был моим отцом? Хозяйка. Я люблю его и сейчас. Дочь. Тогда почему же ты?.. Хозяйка. Я люблю его предыдущей любовью. Он был три любви назад. Дочь. И ты смогла?.. Хозяйка. Да Дочь. Это было трудно?
Хозяйка. Это было больно. Это больно каждый раз, но тогда это было особенно больно. Я слишком рано стала Хозяйкой острова. А женщина не может одновременно любить Родину и мужчину. Музыкант был прав. Мужчина может, а женщина - нет. Дочь. Клеопатра знала об этом? Хозяйка. Думаю, что да. Дочь. И все-таки она разрешила себя любить. Хозяйка. Да. Но ты знаешь, чем это кончилось... Если они захватят наш остров - найди в себе силы ни у кого не просить пощады. Дочь. Ты говоришь так, как будто прощаешься со мной. Хозяйка. Нет. Пока еще нет. Я не люблю прощаний. Дочь. А что там у вас произошло? Еще тогда... в школе юных правителей? Хозяйка. Этот вор ластиков и пеналов хотел, чтобы моя жизнь принадлежала ему. И, конечно, вместе с островом. Но моя жизнь и мой остров не одно и то же... Моя жизнь принадлежит моему острову, но мой остров моей жизни не принадлежит. Этот остров был до меня и без меня тоже будет. Дочь. Ты и сейчас его так же ненавидишь? Хозяйка. Да. Дочь. Почему? Хозяйка. Он был моей первой ненавистью. А это еще посильнее первой любви. Дочь. (осторожно) Мать, вчера один человек сказал мне, что для королевских кровей я слишком умна. Он что-нибудь знает? Хозяйка. (чуть игриво) Тот, кто знает "что-нибудь", - не знает ничего. "Что-нибудь" знают все, а все знают только боги. Дочь. Опять твои парадоксы. Хозяйка. Афоризм - предвестник войны, а парадокс - посланец мира. Дочь. (обиженно) Ты все время уходишь от ответа. Как будто мне даны слова, чтобы задавать тебе вопросы, а тебе даны эти же слова, чтобы на них не отвечать. Хозяйка. Не спеши осуждать то, что тебе самой придется когда-нибудь делать. Мужчина и муж - это две разные вещи. А муж королевы - это и не король и не муж. Это человек, который с утра до ночи должен заботиться о сохранении чувства собственного достоинства. Муж королевы - это ночной король, и то при условии, что ему повезет с королевой. Я же предпочитаю царствовать круглосуточно... На нашем острове слишком много тепла, солнца и зелени. В таком климате мужчины все время хотят спать. Поэтому здесь всегда, с древних времен, правили только королевы. Дочь. Мать, когда придет время, я должна буду поступить так же, как ты? Хозяйка. Да. Дочь. А если он проболтается? Хозяйка. О чем может проболтаться тот, кто ничего не знает? Дочь. (весело) Ха-ха! А в этом что-то есть... Значит и твоя мать, и моя прабабка... Пожалуй, это единственная традиция, которую не стоит менять. Хозяйка. Если хочешь что-то получить, постарайся получить это при жизни. После смерти боги заберут себе все, что ты не успеешь взять. А боги ничего не возвращают. Такая у них привычка. Секретарь. (входит, до краев наполненный возмущением) Этот нахал потребовал еще семь простыней и замотал ими головы наших богов. Хозяйка. (поражена) Зачем?.. Ах да, у него же там Хромоножка... (Смеется) Первый раз встречаю такого стеснительного нахала... Секретарь... Секретарь. Я вас слушаю, моя госпожа. Хозяйка. У вас когда-нибудь была женщина, которую вы любили? Секретарь. Видите ли, моя госпожа, вам, как Хозяйке острова, известно, что я не высокого о себе мнения. Я знаю, что у меня есть достоинства, но я их никогда не преувеличиваю, потому что с детства знаю: стоит нам только похвастаться каким-нибудь своим достоинством - и нам его тут же ставят в вину. И вдруг я получаю письмо... Оно начиналось так: "Я пишу вам не потому, что хотела бы полюбить вас, а потому, что обстоятельства заставляют меня полюбить именно вас, ибо ничтожеству, считающему себя великим человеком, я предпочитаю великого человека, считающего себя ничтожеством... " Я был поражен, как тонко и пронзительно читает она в моей душе, и полюбил ее. Дочь. С первого взгляда. Секретарь. Нет, с первого письма... А однажды она предупредила меня, что придет ко мне после заката, и чтобы я ни за что не пытался увидеть ее лицо. Я дал согласие... Она пришла в маске и в ярко-синем плаще с белыми крестиками... Дочь. (хохочет) Этот плащ начинает мне нравиться. Хозяйка. И это все, что вы запомнили? Секретарь. И губы... Вздрагивающие... Требовательные... Как будто наполненные до краев разогретым весенним соком... Я долго потом ощущал на себе следы этих губ, как следы от невидимых ожогов... Если бы эти губы снова коснулись меня, я узнал бы их в то же мгновенье. Звонок колокольчика. (Выглядывает за дверь) Ваш завтрак, госпожа.
Хозяйка, Дочь и Секретарь уходят.
На авансцене появляются Музыкант и Хромоножка. Она держит его за руку и смотрит на него влюбленными глазами. Хромоножка. Мать моя была булочницей. И отец был булочником. Отец любил говорить: "Когда на столе есть хлеб, то можно обойтись и без хлеба..." Теперь никого нет. Я все сама... А мама, разливая по мискам суп, весело приговаривала: "Тот, кому достается первый кусок, никогда не отдаст последний". Только я ничего этого не помню. Мне соседи рассказали. Я тогда еще маленькая была. Музыкант. У твоего отца были враги? Хромоножка. Да. Он всю жизнь сражался с одним типом, который разделил на двоих кусок хлеба: себе вкус, а другому запах. Музыкант. Твой отец был добрым человеком. Хромоножка. Ага. А я нет. Я тоже могла бы быть доброй, если бы меня кто научил. Но меня никто не учил. Музыкант. Вот и я не могу тебе помочь. Во мне нет доброты, да я и не хочу учиться. Хромоножка. Я буду тебе женой, а не хочешь женой - буду просто так... Буду кем угодно... Служанкой, носильщиком, буду таскать за тобой эту штуку, я защищу тебя своим телом от дождя и холодного ветра и укрою своей тенью от палящего солнца, я буду по вечерам мыть тебе ноги, а по утрам нежно чесать тебе спинку... Музыкант. Зачем? Хромоножка. Не знаю. Я буду готовить для тебя пирожки и черепаховый суп, я сама поймаю в море самую большую черепаху. А потом я приготовлю тебе торт, я научусь готовить торт, величиной с этот дворец. Музыкант. Зачем? Хромоножка. Не знаю. Я знаю только одно: мне надо быть рядом с тобой. Рядом с тобой и весело, и страшно, и на все наплевать... Я замираю, когда слышу твои шаги, а потом, когда слышу твое дыхание, а потом, когда стучит твое сердце... Музыкант. Ты слышишь меня, но ты не слышишь мою музыку. Хромоножка. А разве ты и твоя музыка - это не одно и то же? Музыкант. Ну... В какой-то степени... Конечно... Хромоножка. Выходит, если я слышу тебя, я слышу и твою музыку. (Смеется счастливым смехом) Видишь, и я тоже иногда могу быть умной. Музыкант. Когда-нибудь я и тебя брошу. Я всех бросаю. Хромоножка. (поет и пританцовывает) Когда-нибудь - это значит потом... Для того, кто любит, "когда-нибудь" - это значит никогда. Музыкант. Интересно... Откуда рождаются звуки? Хромоножка. Раньше я думала, что день всегда лучше ночи. Вот глупенькая... В первую ночь я немного стеснялась богов... А потом поняла, что они ничего, что им, может, это даже нравится... Я знаю, боги не любят несчастных. А счастливые им нравятся. Ты зачем их так, простынями? (Смеется) Музыкант. Тсс... Тише! (прислушивается) Хромоножка. Я молчу... я молчу. Если ты захочешь, я всегда буду молчать. Я рожу тебе сына... мальчика... Музыкант. (вздохнул) Можешь говорить... Хромоножка. Я рожу тебе сына, и твоя кровь перельется в его кровь, а потом в кровь внука, и правнука, и в правнука правнука. И у кого-то из них с детства будет на столе свой пирожок, и он повторит это... то... то, что ты называешь своей музыкой. Музыкант. Но я не могу на тебе жениться. Хромоножка. Я знаю. Музыкант. Он родится сиротой. Хромоножка. Угу. Три года назад я была у жрицы. Я принесла ей три лотка пирожков, и она мне сказала, что мой сын не увидит своего отца, но он его услышит... Я спросила ее: "Он что, будет слепой?" Она сказала: "Нет, у него будет хороший глаз, но он услышит его раньше, чем никогда его не увидит". Когда она сказала мне эту чушь, я плюнула ей в лицо и ушла. Но теперь я пойду и принесу ей дары и буду рвать на себе волосы в знак своей вины перед нею... Мы ведь как? Мы ведь думаем, что если мы кого не понимаем, выходит, он же и виноват. Ой, мне пора пирожки в печь закладывать!.. Вечером я приду? Музыкант. Приходи...
Хромоножка убегает.
Музыкант входит в зал, садится на трон, прислушивается. Хозяйка. (входит) Ну и как? Нравится? Музыкант. Нет. Ничего не слышно. Хозяйка. Да уж. Глухому на троне сидеть - это без ушей остаться. Музыкант. (чуть насмешливо) А слепому без глаз? Хозяйка. Нет. Слепому - без головы. Музыкант. А что это у вас за плиты такие вдоль дороги к храму? Одни с надписями, другие без. Хозяйка. Каждый правитель должен оставить свою мудрость на одном из этих камней. Как бы итог жизни. Известно, например, что Елена Двадцать четвертая была глупа, как пробка, но поскольку она собрала вокруг себя мудрецов и, вместо того чтобы самой говорить свои глупости, предоставила возможность говорить им, то прославила свое время, как время государственной мудрости. И умирая она приказала выбить на своем камне всего три слова: "Дай сказать другому". Музыкант. А вы... Свои слова... Уже придумали? Хозяйка. Я не тороплюсь... Почему ты так на меня смотришь? Музыкант. Любуюсь. Хозяйка. Ты влюбчивый? Музыкант. Наверно. Хозяйка. А в такую, как я, ты мог бы влюбиться? Музыкант. Конечно. Я влюбляюсь во всех женщин. От них исходит музыка. Каждый запах женского тела - это своя мелодия. Женщина - это симфония запахов, и я выражаю ее в звуках. Хозяйка. Для тебя все женщины одинаковы? Музыкант. Нет. У каждой своя мелодия. Хозяйка. Мы с тобой почти ровесники? Музыкант. Наверно. Я давно уже брожу по этому свету. Хозяйка. Подойди ко мне... Ближе... Вот так... И обними меня. Музыкант. Вы хотите меня спасти? Хозяйка. Я хочу спасти себя. Сначала себя... (Смеется) Но от моего спасения будет зависеть и твое. Музыкант. Хорошо (Обнимает ее) Хозяйка. У тебя еще молодое тело, а в душе твоей уже звучит мудрость тысячелетий. (Смеется) А может быть, их безумие. (Шепчет) Ты слышишь мою мелодию? Музыкант. Тсс... (Отстраняется от нее) Нет. Мне опять показалось. Хозяйка. Что тебе показалось? Музыкант. Нет. Ничего. Хозяйка. Не надо меня обманывать, мой друг. Я всегда знаю, когда меня обманывают. Музыкант. Хорошо. Пусть так... Почему-то я вдруг услышал печальную мелодию. Только начало... Сирена завыла так жалобно-жалобно... Хозяйка. Близко? Музыкант. Нет. Звук шел откуда-то издалека. Хозяйка. Я догадывалась об этом. Музыкант. Значит, спасение-то мое тю-тю... Да и то верно. Зачем жить на свете тому, кто не может заработать себе на кусок хлеба. Хозяйка. Чтобы заботиться о нем. Одинок не тот, о ком некому заботиться, а тот, кому не о ком позаботиться... Звук ведь шел издалека? Верно? Значит, я успею сделать для тебя даже больше того, что ты заслуживаешь, но, к сожалению, не больше того, что заслуживаю я сама. Музыкант. Все, кто меня спасал, заслуживали лучшей доли... За окном голос Хромоножки: "Пирожки! Кому пирожки?" Хозяйка. Ты можешь погулять по нашему острову. Музыкант. Спасибо. Я уже гулял. Кстати, а что это за дом напротив дворца? Он не похож на школу, но туда все время приводят и уводят детей. По одному. Каждые пять минут. Я тоже зашел туда, но ничего не понял. Пыль. Паутина. Какие-то старые-старые вещи... допотопные игрушки...Если вы все это храните, значит, в этом, наверно, есть смысл? Вошли Секретарь и Дочь. Хозяйка. Человек, который жил там, триста лет назад вышел из дома, сказал, что скоро вернется, но так до сих пор и не вернулся. В этом доме всегда открыты окна и двери. Каждого ребенка, которому исполнилось девять лет, приводят в этот дом и оставляют там наедине с самим собой для того, чтобы он не взял то, что ему особенно понравится. Каждому в руки дается сумка, в которой можно незаметно вынести все, что угодно. (Секретарю) Сыграй нам что-нибудь. Секретарь берет скрипку, тихо играет Музыкант. Неужели за триста лет никто не воспользовался этой сумкой? Хозяйка. Нет. Музыкант. А вас тоже подвергали такому испытанию? Хозяйка. Да. Музыкант. Что же вы не взяли? Хозяйка. Кувшин. Когда из него льешь воду, он поет... Потом, через много лет, один мастер сделал мне такой кувшин. И это был первый случай, когда я обидела мастера, отказавшись от его подарка. Музыкант. Королева, которая может отказаться от подарка, может стать великой королевой. Хозяйка. (смеется) И это при том, что больше всего на свете я обожаю получать подарки. Музыкант. Лично мне нечего вам преподнести. Хозяйка. Но я люблю не только получать, но и дарить. Музыкант. Тогда подари мне жизнь. Хозяйка. Мою? Музыкант. Ваша жизнь мне не нужна. Хозяйка. Ты уверен? Музыкант. (Секретарю) Это место еще раз, если можно... Секретарь повторяет кусочек мелодии. Спасибо...А что же вы не взяли, наша юная дама? Дочь. Ах, там была юбка - драная-предраная, вся в заплатках. И я подумала: вот бы в такой юбке появиться на празднике всех богов. Чтобы мамочкины придворные просто в обморок попадали. А еще бы лучше сплясать в такой юбке на карнавале. (Показывает на Секретаря) Только не под эту музыку. Музыкант бросается к своему инструменту, ударяет по струнам, и в дом врывается бешеный ритм рок музыки. Дочь пляшет "до упаду" и падает на пол. Музыкант кончает играть, и в ответ ему также бешено забил колокол. Хозяйка. (кричит) Откуда ты взял эту ужасную музыку? Музыкант. (кричит) Не знаю! Я сам ее первый раз слышу! Удары колокола постепенно затихают. Хозяйка. (Секретарю) Продолжайте играть. Музыкант. Такую же скрипку я видел в этом доме. Секретарь. Нет. Тогда я мечтал о топорике. Видели его? Я пришел к себе домой, спрятался и долго плакал - так мне хотелось иметь боевой топорик. Я мечтал с этим топориком завоевать весь мир... Теперь я мечтаю, чтобы никто не завоевал меня. Нищий. (входит) Ваша стража не хотела меня к вам пускать. Что-нибудь случилось? Хозяйка. Ничего. Просто сегодня я объявила им, о прибавке жалованья. Вот они и стараются. Нищий. И то верно. Приезжий нищий рассказывал мне про одного полководца, который, получая деньги за охрану своей страны, так разбогател, что стал богаче своей страны, и потребовал, чтобы не он защищал страну, а страна защищала его богатство. Хозяйка. (смеется) Вот тебе монета за умный совет. Нищий. Если я возьму монету за умный совет - это будет заработанная монета. А минимальный налог на заработок - целых пять. Стоит ли покупать штаны с дырявым карманом? Хозяйка. Однако и твоя мудрость, как видно, не желает залезать в дырявый карман. Там можно и провалиться. Нищий. Нет, мудрость нищего в другом: никогда не брать больше того, что можно потерять. Секретарь. Но разве плохо, когда у тебя кое-что и останется? Дочь. У меня, например, всегда что-нибудь остается. Нищий. Остается только лишнее. Вот его-то всегда и хотят отнять. Когда ты сам теряешь свое - болит душа, а когда у тебя это отнимают - болит и душа и тело. Остаток не дает нам начать жизнь сначала. Остаток даже молодого делает стариком. Хозяйка. (задумчиво) Так вот оно откуда, это вечное желание прожить жизнь без остатка. Секретарь. У всех есть что-нибудь лишнее. Нищий. Нет, не у всех. У меня, например, нет ничего, что принадлежало бы мне. Даже эти лохмотья. Я взял их на прокат у одного старьевщика, а туфли нашел на помойке. И если хозяин этих туфель увидит их на мне и захочет их вернуть - я тут же отдам их ему и пойду босиком по нашей цветущей земле... Хозяйка. (как бы про себя) Остаток не может быть больше целого. Секретарь. А книги? Мне донесли, что ты тайно иногда покупаешь книги! Нищий. Книги - это не то, что снаружи, а то, что внутри. Это мысли великих. И сколько бы я их ни перечитывал - они все равно принадлежат им, а не мне. За окном голос Хромоножки: "Пирожки! Кому пирожки?" Дочь. Пусть идет торговать на базар. Что она здесь потеряла? Секретарь. Что потеряла, то и ищет. Счастье свое музыкальное. Дочь. Я разговаривала с ней. Она не такая уж добренькая, как вам кажется. Нищий. Что поделаешь? Она видит мир глазами своей хромоты. Какой-то сердобольный добрячок в детстве назвал ее несчастным ребенком... С тех пор даже в счастливые моменты своей жизни она всегда догадывалась о недолговечности своего счастья... И она училась заранее ненавидеть его. Кто же захочет любить счастье, которое у него в любой момент могут отнять? Дочь. Я!.. Если бы мне дали одно счастье на всю жизнь, я бы возненавидела его! Это все равно, как если бы у меня было одно-единственное платье. Нищий. (бормочет) Те, у кого одно-единственное платье, берегут его больше, чем счастье. За окном голос Хромоножки: "Пирожки! Кому пирожки?" (Откликается на ее голос) Подайте копеечку! Подайте копеечку!.. (Как бы извиняясь) Желание получить всегда опережает желание отдать. Поэтому не пробегайте мимо руки дающего. Дайте дающему возможность подать подаяние! (Уходит) Звонок колокольчика. Секретарь. (выглядывая за дверь) Чай подан! Хозяйка и Секретарь уходят. Музыкант. Пустой день... Все звуки проплыли мимо меня, как будто меня и нет. Посол. (входит) Тсс... Я прокрался сюда тайно, чтобы поговорить с тобой. Я имею официальное поручение моего правительства пригласить тебя поселиться на нашем острове. Мы разрешим тебе... Музыкант. Каждую ночь выходить на воровской промысел. Посол. Мы не так примитивны. Мы крадем только днем. А по вечерам, с наступлением темноты все кражи запрещены. Музыкант. Тогда что же вы делаете по вечерам? Посол. По вечерам наши люди собираются на площадях и спорят до хрипоты. Музыкант. Ну? О чем же они спорят? Посол. Одни считают, что там, где нет своего, там нет и чужого. А другие утверждают, что первично чужое, что там, где нет чужого, там нет и своего. Ну, например: если ты берешь чужое для того, чтобы сделать его своим, то это безнравственно. Но если у тебя не может быть ничего своего, то тогда ты берешь чужое не для себя, а для того, чтобы и у другого тоже не было ничего своего. Таким образом, становятся равны и тот, кто пока еще имеет, и тот, кто уже ничего не имеет. На нашем острове ты мог бы воровать сколько тебе угодно самых поджаристых пирожков под бурные аплодисменты продавцов и даже продавщиц. Музыкант. Но если я схвачу чужой пирожок и сразу его съем, он навсегда останется моим. Посол. С чего ты это взял? Музыкант. Вряд ли кто-нибудь захочет его у меня снова украсть. Посол. Почему же... Наши землевладельцы все время крадут друг у друга самые лучшие удобрения. Но кроме пирожков в мире есть еще масса прекрасных вещей. Музыкант. Меня интересуют только пирожки и музыка. Посол. (насмешливо) Но я слышал, что музыканты частенько крадут друг у друга мелодии. Музыкант. (высокомерно) То, что сочиняют современные музыканты, для воровства не представляет никакого интереса.
Посол. (шепотом) Я рад, что не сумел выполнить это поручение... (Как бы старается перекричать стихами свое невольное признание) Сидящий на месте, сними шляпу перед прохожим раньше, чем он снимет ее перед тобой, потому что, быть может, он идет туда, куда ты так и не решился пойти. (Уходит вместе с Музыкантом.) Входят Хозяйка и Нищий Хозяйка. Я много раз протягивала руку навстречу своей судьбе, и каждый раз она щедро подавала мне свою милостыню... Как ты думаешь, судьба когда-нибудь устает? Все время что-то давать, давать, давать... Это ведь утомительно. Нищий. Еще утомительней все время просить. Хозяйка. Ты когда-нибудь любил меня? Нищий. (спокойно) Я и сейчас тебя люблю. Хозяйка. Почему же ты не попросил моей любви? Нищий. Я профессиональный нищий. Я никогда не прошу у того, кто не может мне подать... Ты ведь знала, что я люблю тебя? Хозяйка. Да. Нищий. И я знал, что ты знаешь. Вот это и было твое мне подаяние. Хозяйка. У тебя была когда-нибудь женщина? Нищий. Да. Очень давно. У нее был странный голос. Как будто она держала во рту орех... Мы в детстве играли в такую игру с завязанными глазами... Я часто оборачиваюсь на улице: вдруг мне кажется, что это ее голос, и каждый раз я понимаю, что это не она... Но руки... вот руки ее... (На несколько секунд погрузился в воспоминания) Узкие, тонкие, с чувствительной кожей, руки, никогда не просившие подаяния... Пальцы ее слегка дрожали, но не от слабости, а от желания подчинится самой себе. Если бы я когда-нибудь снова прикоснулся к этим рукам... Хозяйка. (иронично) Она была, конечно, в маске и не разрешила зажигать свет? Что ты смотришь на меня? Я ведь читаю романы. Типичная банальная история. Нищий. Не может быть банальным то, что приходит раз в жизни. К одному-единственному человеку на всей земле. Хозяйка. Почему ты стал нищим? По твоему уму и происхождению ты мог бы стать купцом, полководцем, министром или еще кем-то... А кто ты теперь? Никто. Нищий. Для меня это был единственный способ встать рядом с тобой: никто все-таки всегда чуточку выше, чем просто кто-то. Никто - это тот, кто был до того, как началась вся эта глупость. Хозяйка. Не хочу боли... Не хочу, чтобы лицо мое постарело от боли... Не хочу морщин. Не хочу седых волос. Я всегда умела интересно жить, обходясь без страданий. Я знаю, что надо сделать, чтобы навсегда остаться молодой. Но сегодня от моей жизни зависит и его жизнь... О, боги! Что делать нам с этой чудовищной музыкой? И с ним? И с нашим колоколом?
Нищий. Похоже, что этот Музыкант разволновал тебя сильнее, чем я думал. Хозяйка. В нем есть тайна. Он несчастен и в нем есть тайна. Ты мне всегда нравился, в тебе даже была тайна, но ты никогда не был достаточно несчастным, чтобы я полюбила тебя. Нищий. Был. Однажды в мою сумку за весь день не упало ни одной монеты. И я понял, что мир оскудел. Я поверил в то, что мир оскудел. В тот вечер я рассказывал вам много смешных историй. Слишком много. Я думал, ты догадаешься... Хозяйка. Помню. А я думала, что если мир кажется тебе таким смешным, значит, ты стоишь на пороге счастья. Нищий. Что толку стоять на пороге, если дверь перед тобой не откроется никогда.
Хозяйка. Но там, на пороге, у тебя было хотя бы это "никогда". И ты знал, что этого "никогда" никогда не будет. И поэтому ты мог мечтать о нем легко и свободно. Подлинно счастлив только тот, кто может вообразить себе свое счастье... А Музыкант несчастен. По-настоящему. Даже если сделать его богачом, королем, богом - он все равно будет несчастен, потому что он пришелец. Он всем чужой. Или уже чужой, или еще чужой, не всегда и всем чужой. Даже себе. Он принадлежит лишь тому звуку, которого он ждет и которого, скорее всего, так и не дождется. Нищий. Ты хочешь отменить закон? Хозяйка. Не знаю...
За окном шум. Появляются Хромоножка и Секретарь. Хромоножка. (жалобно, чуть не плача) У меня пирожок украли. Хозяйка. (испуганно) Тише... Кто украл? Хромоножка. Мальчишка. Схватил и убежал. Хозяйка. Его поймали? Хромоножка. Нет. (причитает) Такой был прекрасный, поджаристый... Хозяйка. (зажимает ей ладонью рот) Ты погубишь его! Хромоножка. Кого?
Хозяйка. Музыканта. Хромоножка. Почему? Хозяйка. Тихо... Тихо. Подожди. Подумай. Может быть, это был лишний пирожок? Хромоножка. Нет. На лотке было ровно сто пирожков. Хозяйка. Тогда соври! Скажи, что ты снова ошиблась! Хромоножка. Нет! Хозяйка. (кричит) Почему нет?! Хромоножка. (кричит) Потому что я не умею врать! Хозяйка. А!.. Будьте вы прокляты с вашей честностью! (Тяжело опускается в кресло) Прости меня. Когда отнимают все - это не так больно, чем когда отнимают единственное... Уйдите! Мне надо подумать... Секретарь, Нищий и Хромоножка уходят. Посол Бармадора... Скоро совсем стемнеет... (Подходит к зеркалу) Мерзкая вещь - будущее... Чего только мы ни делаем ради него, во имя него. Простые люди честнее королей. Они не заигрывают с будущим, они просто делают это будущее в своих постелях. Ах, как легко мы соглашаемся кару себе перенести из настоящего в будущее... Но похоже, что судьба на этот раз не протянет мне свою руку. Что-то там случилось у нее с этой рукой... Ну что ж, я готова... Я готова принять любую кару от настоящего в надежде на то, что будущее меня помилует и простит (Кричит) Где Посол? Посол. (входит) Я рядом. (Скорбно) Я всегда рядом с вами... Хозяйка. (тоном приказа) Вы дадите ему лодку. Посол. Кому?
Хозяйка. Музыканту. Посол. (растерянно) А колокол? Хозяйка. Это моя проблема. Посол. Но наши корабли снова поднимут паруса... Хозяйка. А это ваша проблема. Посол. Нет. Если узнают, что я помог изгнанию... Хозяйка. Вы помогли спастись жулику, приговоренному к смерти. Посол. (поражен) Да? Хозяйка. Так что приготовьте себе место для нового ордена. Посол. А что делать с коллекцией ваших прелестных статуэток? (Смущенно) Ну, этих... Хозяйка. Постарайтесь, чтобы у вас их украл тот, кто хотя бы сумеет оценить их изящество... Смелее, господин Посол, смелее! (Подталкивает его к выходу и уходит вместе с ним) Музыкант идет по авансцене. Дочь. (возникает перед ним) Стой... У меня к тебе есть вопрос. Правда ли, что дети гениев никогда не становятся гениями? Музыкант. Да. Если они подражают своим родителям. Но и сами гении не становятся гениями, если не находят свой путь. Дочь. Значит, если твоя дочь... или твой сын... займутся чем-нибудь другим, они вполне могут стать гениями? Музыкант. Думаю, что да. Дочь. Хочешь посмотреть мою коллекцию бабочек?
Музыкант. Меня ждет Хромоножка. Дочь. Тебя ждет все человечество. Подождет и она. Музыкант. Хорошо. Я зайду, но попозже. Дочь. (смеется) Попозже я сама к тебе зайду. Идем, идем... (уводит его) Хозяйка. (стремительно входит) Где Музыкант? (кричит) Где Музыкант? Секретарь. (входит) Вы приняли решение? Хозяйка. Да. Секретарь. Жаль, что огромное время вечности отнимает у нас наше маленькое прекрасное время. Хозяйка. Прости меня.(Целует его в лоб и уходит) Секретарь. (потрясен) Это ее губы... (Кричит) Как же так?.. Ведь прошла целая жизнь! Полная одиночества. Ведь если бы я знал... Я имею право это знать. (Горестно) Нет-нет. Я раб. Я раб над рабами, я н посмею узнать эти губы... (Уходит) Возвращается Хозяйка. Хозяйка. (врывается) Скажет мне кто-нибудь, где этот Музыкант?! Входят Дочь и Музыкант. Дочь. Да здесь он, здесь. Куда он денется? Хозяйка. (Дочери) Удались и приведи себя в порядок. Дочь. (усмехается) Не волнуйся, мать. Я и так в полном порядке. БшЮ(Смеется и величественно удаляется)Б.шЮ Хозяйка. (Музыканту) Уходи от нас! Музыкант. Зачем? Чтобы меня снова поймали и повесили, или отрубили голову, или сожгли на костре? Хозяйка. Это твои проблемы. Уходи. Музыкант. (нервничает) У меня есть смягчающие вину обстоятельства. Впервые в жизни. И больше, наверно, не будет. Мне здесь нравится. Все. Мне нравятся ваши девушки. Хозяйка. Девушки состарятся. Музыкант. Мне нравится ваш храм. Хозяйка. В храме мыши. Музыкант. Мне нравится ваша еда. Хозяйка. Ты не получишь от нас даже крошки хлеба. Музыкант. У вас что - неурожай? Хозяйка. Уходи. Музыкант. (вдруг кричит) Я плевал на ваших мышей и на вашу еду! Мне дают здесь возможность играть. И музыка, моя музыка, впервые в моей жизни, приносит кому-то пользу, она даже защищает кого-то от беды... Хозяйка. Сегодня у Хромоножки с лотка украли еще один пирожок! Музыкант. (поражен) Кто? Хозяйка. Какой-то мальчишка. Музыкант. Его поймали? Хозяйка. Нет. Он убежал. У тебя больше нет смягчающих вину обстоятельств... На берегу тебя будет ждать лодка, и корабли бармадорцев сделают вид, что не заметят ее. Музыкант. Мне уходить сейчас? Хозяйка. Да. Музыкант. А колокол? Как же колокол?.. Они превратят в пепел ваши дома. Хозяйка. Ничего. Придет время, и мы, как птица Феникс, воспрянем из пепла. Но если мы дрогнем и отменим этот закон, то мы даже пепел свой разворуем. Музыкант. Боже, почему меня никто не любит? Неужели я не заслуживаю любви! Хозяйка.Тебя любят слишком многие! И любят именно потому, что ты этой любви не заслуживаешь. (Уходит) Входит Нищий. Музыкант. Прекрасно! Редкий случай безумцу скоротать свою последнюю ночь с мудрецом... Ну, так скажи мне, мудрец, что делаешь ты, когда сбываются твоя мечта? Нищий. Я тут же прячу руку с монетой в свой просторный карман. Музыкант. Чтобы все время нащупывать там свою удачу? Нищий. Нет. Чтобы закрыть туда доступ второй монете. Музыкант. Но почему бы тебе не выпросить еще монету и на ужин? Нищий. Тогда от обеда до ужина я буду слишком богат. А богатых нищих не бывает, бывают только нищие богачи. Музыкант. Но я слышал про нищих, которые... Нищий. Нет. Это попрошайки. Их всегда можно отличить от настоящих нищих. Музыкант. Как? По цвету лохмотьев? По жалобным голосам? Нищий. По отсутствию достоинства. Попрошайка - это профессия, а нищий - это состояние духа. Нищий не тот, кто беден, а тот, кто хочет быть богатым. Если ты ограничишь себя одной монетой на обед, это значит, что ты предоставишь себе возможность завтра начать жизнь сначала. Музыкант. А что делать мне, если в этом мире никто, кроме меня самого, не сможет мне подать то, чего у меня нет сегодня? Может быть, завтра ко мне придет этот звук, но кто знает, доживу ли я до завтра... Я тоже нищий. Каждый день я выпрашиваю у богов, чтобы они кинули мне следующий звук. Тот звук, который формирует мелодию. А выпрашивать у богов еще труднее чем у людей. Нищий. Но зато, когда боги подают, они подают щедрее, чем люди. Резкий крик птицы.Нищий прислушивается. И снова крик. Тебе пора. Твоя лодка уже на берегу. Музыкант. Ты должен проследить за моим уходом? Нищий. Да. Для тебя это единственный способ спасти свою жизнь. Музыкант. Что же будет со мной дальше, если право на жизнь я получаю, как подаяние из рук нищего. Похоже, что в этом мире я никому не нужен, кроме своего несчастья. Но зато оно вцепилось в меня руками и ногами. Мое несчастье - это мой единственный слушатель, который всегда со мной... прощай. По-моему, ты был единственным человеком на этом острове, который не испытывал ко мне ни любви, ни ненависти. Нищий. Да. И все-таки я рад, что ты уходишь. Прощай. Музыкант уходит. Слышен короткий аккорд безумной музыки и мощный удар колокола. Но второй удар уже тише. И еще тише. И совсем тихо. И колокол замолкает. Входят Хромоножка и Хозяйка. Хромоножка. Зачем вы отпустили его?(Плачет) Хозяйка. Молчи, девочка, молчи. Великие приходят, чтобы уйти. И каждый из них только прохожий в этом мире. Только прохожий. Хромоножка уходит. Нищий. Вот и для нее все кончилось. Хозяйка. Нет. Кончается только то, что никогда не начиналось. Нищий. Твоя дочь заходила сегодня в дом соблазнов. Хозяйка. (встревожено) Она взяла что-нибудь? Нищий. Нет. Хозяйка. Откуда ты знаешь? Нищий. Знаю. Хозяйка. Но тогда зачем туда занесло? Нищий. Я знаю только то, что она туда заходила. Хозяйка. (раздраженно) Это и я знаю! Нищий. Да пошлют боги понимание знающему. Хозяйка. Позови ее. И прикажи капитану сейчас же поднять паруса. Нищий уходит. Даже в ее дурацких шахматах есть правила, которые нельзя нарушать. Народы всего мира жили бы гораздо спокойнее, если бы во имя этих народов не совершалось столько подвигов. Дочь. (входит) Ну, что еще? Хозяйка. Ты была в доме соблазнов? Дочь. В конце концов что в этом такого ужасного? Даже если я возьму что-нибудь в этом доме и сама признаюсь, по секрету их нему Послу... А потом, когда мы спасемся, я верну эту вещь. Хозяйка. Крадут не для того, чтобы вернуть. Дочь. Ты ценишь меня выше судьбы своего народа? Хозяйка. Знаешь, что такое бессмыслица? Это попытка разрушить смысловой круг. Им нужен не вор, а воровская идея. Если я казню вора, я отвергну этим идею воровства. А если я прощу вора, я заставлю свой народ казнить самого себя. Казнь будет медленной, постепенной, быть может, ее даже никто не заметит. Но скоро этого народа, именно этого, уже не будет. Дочь. Они что все... умрут, что ли? Хозяйка. Если человек изменился так, что ты не можешь его узнать, - значит, для тебя он умер. Его нет. Увы, дочь моя. Королева может изменить свой народ, но сменить его не может. И тут смысловой круг замыкается, потому что последняя точка всегда ставится на месте первой. Дочь. Но совсем недавно Антигона сумела разорвать это круг. Бессмыслица обрела свой смысл. Хозяйка. Нет. Она лишь укрепила прежний. Она доказала, что назначение Закона в том, чтобы пережить того, кто этот Закон принял... В бухте стоит наш единственный корабль. Я отдала капитану все необходимые распоряжения. Он отвезет тебя к брату. Мальчишку, который украл пирожок, возьмешь с собой. Я скажу, чтобы боги отдали его жизнь морю... Нам предстоят тяжелые испытания. В такие времена зло и добро становятся добротой и злобой. И слабый переходит на сторону сильного и умный замолкает, чтобы дать слово дураку. Дочь. Ты не уверена во мне? Хозяйка. Когда они уйдут - ты вернешься. Дочь. А ты не боишься совсем остаться одна? Хозяйка. Одиночество возвышает даже униженных. Одиночество - это убежище сильных. Слабые всегда жмутся к толпе. Дочь. А кто пожалеет тебя, когда тебе будет очень трудно? Хозяйка. Я должна буду знать, что меня некому пожалеть. Дочь. Ты сильная женщина, мать... Я постараюсь вернуться. Я сделаю все, чтобы вернуться. Хозяйка. Спасибо, дочь. Они обнимаются. Дочь. А знаешь, мать, шахматы наверняка придумал мужчина... В этой игре Король может пожертвовать Королевой, а Королева Королем никогда, потому что Король без Королевы все равно Король, а Королева без Короля никто. Хозяйка. У меня будет время подумать об этом. Дочь. И у меня тоже. Возникает бой барабанов. Хозяйка. Поторопись. Дочь. Да, мать. (Уходит.) Входят Нищий и Секретарь. Хозяйка. Попрощаемся на всякий случай. Кто знает, что ждет нас впереди. (Протягивает руку Нищему) Он целует ее и в недоумении замирает над этой рукой. Ты ошибся, мой друг. Ты, как всегда, снова ошибся. Посол. (врывается и кричит в отчаянии) Дураки! Идиоты! Я люблю вас. Ну, украдите хоть что-нибудь... (Плачет) Я бегал по всему острову, хватал что попало, прятал в карман и убегал. (Патетически.) Я показывал им, как это делается. Но в ответ они говорили мне: зачем? (Саркастически) Зачем воровать, если можно попросить? Ну и просите, умоляйте, выпрашивайте! Несчастные попрошайки! Где ваша гордость? Ее нет! Она умерла раньше, чем родилась ваша честность... Вы хоть понимаете, что вас ждет? Вы думаете, честный раб лучше нечестного господина? Враки! Честных рабов не бывает. Вам придется прятать свою честность все глубже и все дальше так, чтобы ее не заметил ваш господин. И в конце концов вы запрячете ее тек далеко, что и сами престанете ее замечать. Прощайте, господа! Я теряю работу, а вы теряете все. Хозяйка. (печально) Да. Но зато мы сохраним честность, честь и достоинство. А тот, для кого они равнозначны жизни, потеряв их, теряет больше, чем жизнь. Прощайте, мой друг, и передайте своему господину, чтобы он не торопился поздравить себя с победой. Нам предстоит долгое, долгое сражение. Быть может, на многие века. Мы постараемся выстоять в этой борьбе... О, великие боги! Дайте нам тихого мужества. Дайте нам вытерпеть унижения, и боль, и скорбь. Перемешайте в котле нашей судьбы отчаянье и надежду. И если они не развратят нас своим воровством, то мы развратим их своей честностью. Снова, теперь уже очень громкий бой барабанов. Молитесь, друзья мои... И если боги нам не помогут, нам все придется делать самим... Хозяйка, Нищий и Секретарь становятся на колени Посол. (кричит) Безумцы! (И после паузы подходит и опускается рядом с ними.)
Занавес |
![]() |
![]() |